tekos (tekos) wrote,
tekos
tekos

Categories:

ПОДОСИННИКОВ: ТЕКОС - СЕРДЦЕ РОДИНЫ

ГЕРОЙ СОВЕТСКОГО СОЮЗА ВЛАДИМИР ВАСИЛЬЕВИЧ КАРПОВ В ШКОЛЕ ЩЕТИНИНА

Подосинников И.А. Фото Вакуленко Ю.А.
Это еще один отзыв о школе Щетинина в селе Текос. Его автор Илья Подосинников как никто   музыкально точно передал дух времени, когда рушились скрепы на которых держаласи и процветала 70 лет сверх держава.
Что же удалось сделать Щетинину в одном отдельно взятом селе Текос? Почему журныл "Педагогический калейдоскоп" в 1999 году назвал школу Щетинина ГЛАВНЫМ ПЕДАГОГИЧЕСКИМ ЧУДОМ ПЛАНЕТЫ?



Михаиил Сергееевич Евдокимов (6 декабря 1957— 7 августа 2005) в Текосе, 2004 год

Михаиил Сергееевич Евдокимов (6 декабря 1957— 7 августа 2005) в Текосе, 2004 год

«Здравствуй, жизнь! Тебе я руку крепко пожимаю, твоим цветеньем полон голос мой! Суровый лик родимых берегов я понимаю, годов тревожных и счастливых бой в груди кипит и в памяти моей земля отцов не спит! Вздымается под ветром буйным вал, и степь разносит голос вольный - детина русский несокрушимо встал! И льются думы древних песен, от стольных теремов по всей земле течёт благая весть. И звонкий соловьиный перелив из стрежени деревни русской могучей вздыбился волной, как надобно, по-волжски, пошёл кругом!»





Школа Щетинина, где-то 2003 (?) год.

Школа Щетинина, где-то 2003 (?) год.

Эти строки хорошо отображают суть того, что стало самым значимым и неумолимым явлением в моей жизни и жизни многих людей в России и за рубежом, заряженным прямо в сердце, как стальная пружина, способная привести в движение самый огромный и сложный механизм – МИР!








Имя этому явлению – Текос!!!.


Моя семья очень болезненно переживала за судьбу страны, растерзанной на отдельные клочки. В воздухе витали возгласы о самоопределении, независимости, свободе от старых рамок и шаблонов. Но вместе с падением старых, отлаженных десятилетиями способов организации общественной и хозяйственной жизни людей, начала катиться в неизвестность и сама жизнь страны. Как железнодорожный вагон, отцепленный и толкнутый на запасной путь, обречённый упереться в тупик и остановиться, может быть навсегда…




Жители моего села «освободились» от колхоза, являвшего единственным предприятием в окружающей его бескрайней степи. А вместе с этим и от зарплаты, от ремонта дорог и общественно важных зданий – клуба, больницы, детского сада и пр. Стали свободны в выборе любой другой работы, т.е. нужно бросить свои дома и навсегда уехать в скитание за копеечные трудовые подати. Где хочешь - лечись, где хочешь - учись, где хочешь - живи и умри. Где хочешь, и как хочешь. Теперь дела ни до кого не было. У всех возник один единственный насущный интерес – прокормиться, заработать денег! За жизнь ведь теперь нужно было платить не трудом, а деньгами. А где и как их взять – твоя проблема.


В селе ещё работала школа, клуб, больница, детский сад. Но жизнь постепенно замирала, инерция прошлого времени ослабевала. Люди стали уезжать, кто работать, кто насовсем. Детский сад серьёзно сократился, школа осталась с 50-ю учениками из прежних 800. В клубе сократили филиал районной музыкальной школы, самодеятельные коллективы постепенно обмельчали.


На улицах посёлков и городов появились бесконечные ларёчки, магазинчики, стихийные базарчики на картонных коробках со всякими домашними мелочами, вынесенными их владельцами на откуп времени за гроши. Всё запестрило рекламой, объявлениями, и прочими сопутствующими прелестями торговой жизни. Но торговать теперь начали не только вещами, а и совесть за товар сошла. Всё то, что было дорого нашим отцам и дедам, за что они сложили свои молодые головы в тяжелейших боях и лишениях, всё это продавалось с молотка, банкротилось, выкидывалось за ненадобностью на обочину жизни.





Подосинников И.А. Фото Вакуленко Ю.А.

Подосинников И.А. Фото Вакуленко Ю.А.

Мои родители – музыканты! Всю жизнь они занимались музыкой, народной культурой. Мы с братом естественно принимали участие во всём, что касалось их творческой деятельности, и народная традиционная культура глубоко вросла в наши головы и души. Без неё мы себя не мыслили. И морально-нравственные маяки были выставлены совершенно определённо и конкретно. Но с этим богатством нужно было теперь жить, бережно и крепко, не променяв его на иноземные фантики.

В России есть много людей, для которых слово РОДИНА не пустой звук, которые думают о будущем России! Среди таких людей определённо выделяется личность педагога-новатора, настоящего патриота и сына своего отечества Щетинина Михаила Петровича! О его деятельности мы узнали в конце 90-х годов, и были потрясены его уникальной школой. Мы познакомились с людьми, горячо любившими эту школу и вместе с ними, при первой же возможности отправились на встречу неведомому и необъяснимому с позиций окружающей нас жизни.



ГЕРОЙ СОВЕТСКОГО СОЮЗА ВЛАДИМИР ВАСИЛЬЕВИЧ КАРПОВ В ШКОЛЕ ЩЕТИНИНА

Поездку в школу организовала прекрасный педагог и просто добрый душевный человек Юрьева Светлана Маратовна. Она была хорошо знакома с деятельностью «Текосского чуда», и комплектовала в г.Сочи группу ребят для частной выездной школы. Далеко не всех устраивает обычная общеобразовательная школа. И нашлись люди, желающие вплотную заняться образованием и воспитанием своих детей с помощью более эффективных методик и систем.


30-го октября 2002 г. в 15.00 по московскому времени наша группа прошла по щебёнчатой дороге к окраине посёлка Текос Геленджикского района. Нашему взору открылись передние корпуса школы, с красивыми оконными арками и фигурными крышами. На фасадах чудесным образом сочетались резьба по дереву и лепнина из речного камушка, росписи и причудливая кирпичная кладка.


Мы подошли к проходной у большого корпуса с необычным названием «Озарение». К нам подскочил мальчик в военной казачьей форме, нёсший постовую службу на шлагбауме, который перекрывал сквозную через школу грунтовую дорогу, уходящую куда-то в горы. Он вежливо представился и спросил цель нашего визита, после чело в одно мгновение исчез за углом стоящего рядом высокого домика с деревянным крылечком и красивым резным карнизом под крышей. Через пять минут, в течении которых его столь же юный напарник за нами пристально наблюдал, к нам подошёл администратор. Им оказалась обаятельная, улыбчивая и добродушная Катенька Щетинина. Она поздоровалась, представилась, и мы, словно околдованные её небесно-голубыми глазами, пошли вслед за ней на встречу с чудом.


Первое, к чему внутренне так хотелось, но трудно было привыкнуть, это счастливые лица детей, то и дело здоровавшихся с нами. Даже если один и тот же человек пробегал мимо нас по своим заботам, то непременно каждый раз слышалось уверенное «Здравствуйте!». Абсолютно все ребята, от мала до велика, называли друг друга сугубо по имени отчеству. Екатерина Михайловна, будучи подростком, проявляла неимоверную собранность и остроту внимания. Отвечать она умудрялась абсолютно на все наши вопросы. Даже сложилось впечатление, что ей намного больше лет, чем кажется.


- «Катя, а сколько тебе лет?». Простой вопрос. Но ответ нас привёл в некоторое замешательство: - «Вечность!». В этом ответе сконцентрировано мироощущение, мировосприятие учеников школы М.П.Щетинина. Там нет пошлости и скуки. Жизнь – великое явление во вселенной. Стоит только в это вдуматься. Живое существо не рождается из ниоткуда. Оно является преемником жизни от своих родителей, а те родители от своих родителей, и т.д. Нить жизни никогда не прерывалась! Вам, как индивиду, как ветке на древе лет мало. Но как древу, как роду, вам многие и многие тысячи лет, миллионы лет, миллиарды, а может и… вечность… И этот вывод следует из простых школьных знаний, которые можно прочитать в любом учебнике. Мы просто это упускаем из внимания, не думаем об этом. Нам это кажется не существенным. А напрасно! Эти ребята воспринимают всё крупно, масштабно. Самые простые вещи выглядят совершенно иначе, при этом остаются сами собой.


Нас повели по дорожке через маленький плац. На самом видном месте установлены три флагштока. На них торжественно развивались флаг России, Краснодарского края и флаг военно-морского флота. Возникало удивительное ощущение, как будто тебя вытягивает куда то в небо вслед за этими высоченными флагштоками. Казалось, что только-только здесь звучал гимн, стояли строем офицеры и воздух прорезали короткие команды, а над всем этим разносились речи высоких лиц. Позже выяснилось, что у самих ребят в школе примерно такое отношение к этому месту и есть. На этом маленьком плацу они встречают разных гостей, проводят разводки и построения. Мальчики на базе школы состоят в казачьем кадетском корпусе, по необходимости носят форму и выполняют все нужные для этого распорядки.


Вообще в школе военной теме отводится особое место. Да, война — это смерть и боль! Но нельзя воспитать настоящего мужчину, если в нём самом не живёт дух воина, дух защитника Отечества. Отечество – это не синоним слова «страна» или слова «Родина». Проще понять на примере: кунаки – куначество, ребята – ребячество, земляки – землячество, отец – отечество. Это отеческое отношение человека к жизни, к происходящему ежесекундно всюду и везде. Когда мы говорим о защите нашего отечества, то мы имеем в виду обычно заводы, фабрики, города и сёла, родных и близких. Но определённо в это понятие входит и само отношение к этому всему – отеческое. Нужно беречь наше отечество, быть по отношению к Родине как любящий отец. Наше отечество завещано нам предками. От того нам нужно быть сильными и крепким, очень много знать, много работать.


Ребята активно занимаются физической подготовкой, рукопашным боем. Некоторые скажут: «Зачем так военизировать воспитание детей?». Но разве вы не водите их на карате или дзюдо, на бокс или борьбу? Представьте, что в общеобразовательной школе ввели, наряду с уроком физкультуры, и урок самообороны. Я думаю, что многие восприняли бы это положительно. А в школе М.П.Щетинина подход к этому более основательный. Занимаются и мальчики, и девочки, выступают на соревнованиях, делают замечательные показательные выступления. Кроме того, в школе уделяется большое внимание истории, памяти Великой Отечественной Войны, как одному из самых значимых событий в истории человечества. О таком патриотическом воспитании можно только мечтать.


Мы прошли далее через небольшой деревянный арочный мостик над ручьём. Посреди мостика, прямо насквозь, растёт дерево. Его не спилили, когда возводили мосток, его сберегли. Бережное отношение к живому глубоко в характере Текоса. Абсолютно во всех деревянных площадках, которые существуют на территории школы, а их много, т.к. рельеф местности сложный, растут подобным образом деревья. Они не мешают функционированию площадок. Там в тёплое время занимаются рукопашным боем, хореографией, проходят аудиторные занятия и выступления. Только аудиторией в данном случае является не бетонная стена здания, холодная и безжизненная, а естественная природная среда: небо, деревья, поющие птицы, солнце и зелень листвы. Глаза не устают, свежий воздух! В России среди государственных школ такой возможностью могут похвастаться единицы. Интересно, что деревья таким же образом растут даже в некоторых корпусах. Фантастика?


После мостика по правую сторону от дорожки располагается дом девчат с названием «Степной». Все корпуса в школе имеют название. Так легче ориентироваться. Можно конечно их просто пронумеровать, но как это пошло звучит. Пронумеруйте в вашем доме все комнаты, кухню и ванну, балкон и прихожую, так их и называйте. Вам понравится? Но ведь дом живой, всё имеет своё название. А если дом любимый, а если он не куплен, не найден, а построен с любовью своими собственными руками, руками самих детей? Каждый камушек выложен по единому художественному замыслу, сделана лепнина, кирпичная кладка устроена винтом и в арку изогнута, стены расписаны удивительными пейзажами. Не мультяшками из иностранных мультиков, роботами или человеками-пауками. (Мой дед бы плюнул и выругался.) А на стенах тонко нарисованы деревья, цветы, образы богатырей, разные орнаменты и диковинные птицы, высказывания столпов русской истории: «уже нам некамо ся дети, волею не волею стати противу…». Другими словами – «кто, если не мы». Этот девиз пронизывает жизнь воспитанников. «Если я первый увидел или понял, то я и отвечаю!» Касается ли это бумажки, случайно попавшей на пол, или надо помочь что-то отнести или переставить, помыть, убрать, отремонтировать. «Я отвечаю за всё», ежеминутно, ежечасно!» Чувство ответственности у ребят развито очень высоко. Всё, за что они берутся, делается с усердием и компромиссы не принимаются. Кем не принимаются? Ими самими! Они требуют друг от друга порядка и дисциплины, всегда опрятно выглядят. Для работы, хореографии, рукопашного боя и аудиторных занятий у них своя одежда и форма.


От дорожки к дому, над ровной землёй, сделан ещё один мосток. Он парит над огромной цветочной клумбой. Весной и летом она усажена тюльпанами, цветут розы и сирень. В холе дома звучала песня. У маленького пианино стояла группа девчат и в точности за педагогом повторяла партии русской песни: «…на Руси никогда не умолкнут гармони…». Вдохновенная Елена Ивановна выводила на инструменте нежную мелодию и, словно весенний ветер листву, побуждала голоса ребят к рождению нужного звучания. Процесс завораживал своей аккуратностью и собранностью… Вдруг, музыка прекратилась и с нами поздоровались. Не хором, как в садике, а просто, по-человечески. После чего широченная улыбка Елены Ивановны увлекла ребят вперёд в песню. А мы прошли через холл и поднялись на второй этаж в аудитории.


Первое, что нас впечатлило, это высоченные десятиметровые расписные стены с шатровым деревянным потолком, огромные высокие арочные окна и открытые уголки-аудитории на разных ярусах с лесенками и ступеньками. Нет ни перегородок, ни отдельных кабинетов. Единое, но многогранное пространство. Везде были свои доски, столы, стулья и скамеечки. Была и большая аудитория, отделённая лишь своим ярусным расположением. Но везде, на каждой скамеечке сидели ребята, что-то писали в тетрадках, рассматривали большие чертежи, рисовали красочные концепты и читали книги. С ними занимались такие же ребята, но в качестве учителей, объясняя материал. И … тихое жужжание. Слышны только спокойные голоса объясняющих. Отдельные вопросы и ответы… И … жужжание, порядок и дисциплина… Как в улье. В большой аудитории маленький мальчик лет 8ми стоял у развёрнутого на доске огромного красочного концепта и объяснял… внимание… тангенсы и котангенсы! Шло погружение по математике для взвода филологов.


В аудиториях «Степного» дома мы находились около получаса. Старались не мешать. Разошлись по разным уголкам и наблюдали за происходящим. За всё это время не нашлось ни одного праздно шатающегося или сонного человека. Все занимались. Я вместе с братом сидел рядышком с маленькой группой девчат химиков. Они расселись вокруг двух составленных вместе столиков и активно полушёпотом что-то обсуждали. Потом к ним подошла молодая девушка, принесла большой лист ватмана, карандаши краски. Две девочки соскочили из-за стола и стали на доске рисовать какую-то схему. Другие ребята стали излагать свои идеи подошедшей девушке. Это Ирина Вячеславовна Крылова, воспитанница школы, студентка, руководитель лаборатории химиков. Девчата по очереди выкладывали разные тетради и листы с материалом, подготовленным заранее. На доске к схеме стали дописываться названия и заголовки разделов, мелко дописывалась дополнительная информация. И уже через 20 минут доску всю исписали. Но Ирина Вячеславовна указала на какие-то неточности, и на столе появились книги. Группа замолчала, погрузившись в чтение. Делались новые записи. На доске стали делать исправления. И к концу получаса вся схема стала перекочевывать на лист ватмана. Очень жаль, что настало время идти дальше. На моих глазах рождалось что-то удивительное и красивое, и так хотелось остаться с ними.


Школа М.П.Щетинина является одновременно и интернатом, т.е. дети живут при школе, девочки и мальчики отдельно в разных корпусах. Но занимаются везде, где им необходимо. Классов в обычном понимании нет. Все группы разновозрастные. Девочки поделены по лабораториям в соответствии с предметами или поставленными задачами по исследованию. Мальчики делятся на взводы по аналогичному принципу, но устроены больше по военной дисциплине. Хотя и девочки мальчикам в организованности не уступают.


Система занятий построена по принципу погружений. Лаборатории в течении некоторого отведённого времени, и парни и девчата, разрабатывают материал по какому-нибудь предмету, или системе предметов. Зачем они это делают? Затем, что в учебниках информация подана растянуто с расчётом на многолетнее медленное восприятие информации, т.к. в обычной школе она подаётся по маленькому кусочку каждый день и разная, не связанная между собой. Например, обычный распорядок уроков общеобразовательной школы: по сорок минут с переменами – русский, математика, география, физика и физкультура. На практике это выглядит так: «жи-ши» пиши с буквы «и», а дискриминант вычисляется так, но Гольфстрим - течение тёплое, регулирует параметры климата в северном полушарии, т.к. скорость свободного падения тела равна 9,8 м/с, и сегодня мы просто поиграем в волейбол! И что из этого можно усвоить? А каждый день по-другому и в другой последовательности. А на перемене вообще можно забыть обо всём и поиграть в фишки, или упасть на дно телефона и не выбираться втихомолку из него до последнего урока. Что мы от детей хотим? Когда медиа средства были не развиты, когда люди общались вживую, когда общество требовало от себя соблюдения норм морали, ставило труд человека во главу угла, тогда эта система ещё как-то работала. Но сегодня как правило слава и деньги служат маяком для взрослых. Чему будут подражать их дети?


Поэтому воспитанники школы М.П.Щетинина собирают нужную информацию из разных источников, оптимизируют её и создают свои собственные концепты. И каждый раз они делают это заново, чтобы взглянуть на суть вещей по-новому. Безусловно, есть в школе профессиональные педагоги, помогающие ребятам в их изысканиях. Но инициатива всецело вложена в руки юных сотрудников. Именно сотрудников. Они не потребители информации, они уже её разработчики, исследователи, учителя.


После разработки информации лаборатория готовит погружение. Учит концепты, решает задачи, готовит вспомогательные материалы, распределяет учителей из своего состава. Да-да. Они сами становятся учителями, берут под ответственность взвода и лаборатории и в течение короткого времени, неделя – две, погружают ребят в предмет своих разработок. По окончанию погружения проводятся строгие экзамены.


Как правило, все ребята справляются с этими колоссальными нагрузками и защищают экзамены на «хорошо» и «отлично». Им в первую очередь помогает сплочённость и чувство ответственности перед друг другом – ни в коем случае не подвести товарища, не опозорить взвод или лабораторию, вобрать в себя максимум знаний для дальнейшей работы, решить наиважнейшую задачу их пребывания в школе – разработка системы образования для всей России. Вырасти над собой в учёных высочайшего уровня, инженеров, рабочих, учителей… Принести максимум пользы своей Родине сегодня и завтра. Любовь к своей Родине – это основной и самый сильный стимул для воспитанников Текоса.


Екатерина Михайловна водила нас по дорожкам и показывала окружающие красоты. Высаженные недавно кедровые сосны в аккуратно сложенной клумбе. Дом «Красный», т.е. красивый – для семейных и преподавателей. Дом «Серый», где живут студенты. Пристроенный к нему «Терем», где живёт сам Михаил Петрович. От этого корпуса мы двинулись по дорожке, вымощенной булыжником. Слева и справа стояли странные маленькие домики без стен. На деревянных площадочках под резными крышами за странными ящикообразными столами сидели ребята и что-то писали. Лишь подойдя ближе, мы почувствовали приятный аромат пчелиного воска и прочитали надпись крупными буквами: «Русь крылатая». Дети занимаются прямо на ульях с пчёлами. Пчёлы собирают пыльцу и нектар, делая из них мёд. А дети стяжают знания, так же кропотливо и терпеливо, здесь и сейчас творя будущее своей Родины. В дом «Серебряный», где живут девчата, разрабатывающие гуманитарные науки, мы не успели, так как везде задерживались и заглядывались на невообразимые ещё для нас чудеса.


Проведя через площадки, Екатерина нас вывела обратно к плацу. Ещё минут десять мы стояли у роскошного деревянного резного крыльца, словно восставшего из глубины времён. Витые деревянные столбики, резные наличники и перила. Это настоящие Кижи, только живые, не музейные, и даже ярче и краше. Слева на фронтальной стене корпуса «Казачий» во всю ширь развернулась жизнеутверждающая надпись: «Быть России вечно без ворога». Да! С такой Россией никакой ворог нам не страшен. Он просто не поднимет своей руки, не шевельнёт своими кованными сапогами, воля его онемеет. Не в силе Б-г, а в правде. А если ты с Б-гом, то кто против тебя?


Пройдя через сказочное крыльцо в каменный восьмигранник, мы как и прежде остановились послушать Екатерину Михайловну о жизни ребят в корпусе. У Михаила Петровича здесь находилась приёмная. Но он был занят. Нас, конечно, давно ждали, всё было обговорено заранее. Но текущих дел много.


Мы прошли мимо рояля в длинный коридор. Слева и справа были открытые двери жилых комнат ребят. Паркетный лакированный пол блестел от мастики. Мимо нас пролетели, поздоровавшись, два мальчугана с тряпочками для натирания паркета. Заглянув в жилую комнату, мы ещё раз убедились в высокой самоорганизованности ребят. Все пастели идеально заправлены, вещи убраны, пол идеально чист, в комнате находится дежурный с книгой в руках. Чуть дальше по коридору открылся небольшой холл с выходом на аудиторию «Подсолнухи». Потолок холла представлял из себя огромное деревянное солнце, собранное из большого количества длинных резных дощечек – лучей, расходящихся до самых стен. Здесь же в холле находилась горящая русская печка. В воздухе витали тёплый печной дымок и аромат тлеющего можжевельника. У печи стояли лавки, и на одной из них сидел молодой парень с тетрадкой в руках. К нему то и дело подбегали разные ребята. Что-то говорили ему и получали поручения. Потом рядом присел мальчик лет десяти, и некоторое время они беседовали. Это сидел командир взвода историков Иван Вячеславович Новичихин.


Несмотря на середину первого учебного полугодия, в школу приезжали ребята на поступление. Их особым образом просматривали. Беседы проводили командиры взводов и директора лабораторий, а также обязательно сам Михаил Петрович лично. Если кандидат на поступление отвечал необходимым требованиям, то ему назначали испытательный срок. Он мог отмеряться как днями, так и неделями. Бывало так, что брали даже на несколько часов или на день. Желающих принять участие в жизни школы было много, но отбирает их сама жизнь. Далеко не все могут выдержать столь напряжённый график работы и учёбы: 5.00 – подъём, пробежка, 6.00 – занятия, 8.00 – рукопашный бой, душ, 9.00 – завтрак, 9.30 – занятия, 12.00 – вокал, 13.00 – обед, тихий час, личное время, 15.00 – занятия, 17.00 – хореография, душ, 18.00 – ужин, 18.30 – занятия, 20.00 – огоньки, общие сборы, 21.30 – отбой. Но к этому нужно ещё прибавить дежурства по кухне и корпусу, служба на посту, ночное патрулирование территории и ночная посменная вахта в корпусах, работа по хозяйству для ребят постарше и пр. Не взирая на время года и погоду. Нужна большая сила воли, выдержка и бесконечная любовь к Родине. Иначе никак… Вскоре к Ивану Вячеславовичу подошёл его заместитель Юрий Николаевич Высоченко. Коренастый и сильный парень, с гордой ровной осанкой и весь в таких же заботах. Они поздоровались за руки и вышли в «Подсолнухи».


Напротив печки стояли столы, висела доска, на лавочках занимались студенты. У доски стоял мужчина средних лет в очках и с указкой. Он чертил на доске какие-то графики и отвечал на вопросы.


Мы прошли далее по коридору. Слева находилась большая столовая, в которой суетились девочки. Они раскладывали блюда с хлебом, тарелки с салатом и жареной рыбкой. Время близилось к 18.00. Скоро должен начаться ужин. Справа находились санузлы, умывальники. Далее через большой порог открывался проход в ещё один маленький холл. В нём были проходы налево на пищеблок, направо на прачечную и выход в концертный зал «Урал». А так же отсюда вела большая винтовая лестница вверх на второй этаж. Там была огромная инженерная мастерская – работали студенты ПГС, создавали свои удивительные инновационные проекты. Рядышком на втором этаже размещалась большая библиотека.


Кроме разработки курсов по предметам ребятам очень нравится всё, что связано с традиционной народной культурой. Не только русской, но и других народов. В школе учатся дети из разных регионов России, ближнего и дальнего зарубежья. Потому они танцуют танцы и русские, и казачьи, и татарские, большое внимание уделяется танцам народов Кавказа и других народностей.


Вопрос национальности является очень важным. Россия – это многонациональное, многоконфессиональное государство с большими религиозными и национальными традициями. Потому ребята очень бережно относятся к народной культуре и вопросам веры. Они абсолютно уверены, что народные традиции разных народов несут в себе очень близкие смыслы и основы. Это уважение к старшим, любовь к родной земле, почитание предков, вера в абсолютное добро, вершину бытия вселенной – Б-га! Господь всё видит, потому будь честен с людьми и с самим собой. Нет-нет! Никто никого не заставляет молиться или во что-то верить. Но это ни в коем случае не воспрещается и отношение к этому весьма уважительное! Следовать традициям предков – значит быть их частью, частью своей Родины, своего народа. Ребёнок – это вершина рода, значит в нём должно быть самое лучшее и самое достойное из всего того, что несёт собой его род, его народ.


В школе создан великолепный ансамбль песни и танца «Колокола России», который уже много лет гастролирует по стране. И это не просто танцы и песни. Концерт «Колоколов России» - это всегда событие, явление неординарное и удивительное! В стихах, танцах и песнях сконцентрирована любовь к России. Ребята не просто работают концерт, а делают они это высокопрофессионально, они его живут. Всем своим сердцем, с радостью и слезами на глазах, со всей самоотдачей, живут от начала до конца. И нет ощущения завершения концерта, потому как он продолжает звучать в людях ещё очень и очень долго. Летят песни о России и над Россией, рассыпается по сцене удалая пляска казачья, гремят барабаны, и дети гор заставляют вздыматься горы выше к небу, звучат слова о войне и слышится плач матерей средь пыльных дорог подо Ржевом, вминают в мёрзлую ледяную землю снег сибиряки под Москвой и слышится громогласное «Ура-а-а!!!», вспыхивают пламенем рукопашные схватки и клокочет, взметнувшись ввысь, Георгия сокол. Звучит победный марш славянки и снова: «…я люблю тебя, Россия!!!» …


Екатерина Михайловна поторопила нас к кабинету Михаила Петровича. Мы вошли в небольшую комнатку, уставленную по кругу стульями. У окна, напротив двери, стоял небольшой письменный стол, у двери – шкаф. По левую сторону от стола на стене, во всю высоту, из заснеженной тайги смотрел «Человек с филином» знаменитого русского художника Константина Васильева. Напротив великана распахнулась боковая дверь из соседней приёмной. Вошёл Виталий Николаевич Кузовкин и, вместе с дочерь, вошёл Михаил Петрович. Высокий степенный человек в костюме и галстуке. Его светлое вдумчивое лицо украшали пышные белые усы, а за плечами лежали такие же белые волнистые волосы. Мы встали. Он поздоровался с нами и, пригласив сесть, так же сел за свой рабочий стол. Моё волнение было таким сильным, что у меня вспотели и заледенели руки, а сердце вдоволь выплясывало «краковяк» и не желало угомониться.


Взрослые говорили о своих детях, об образовании, о желании сотрудничать со школой. Михаил Петрович говорил о России, о её доле, о школе, и опять о Родине, о детях и своём пути в педагогике. Ему принесли из приёмной баян, и он запел «Малиновый звон» … В качестве ответного подарка от группы мы с братом поиграли ему на саратовских гармошках. Ему это очень понравилось. Его отец когда-то тоже играл на саратовской гармонике. И мы говорили ещё…


Беседа продолжалась около полутора часов. Выходя из кабинета, уже в солнечном холле с печкой, он просил нас с братом задержаться ещё на один день. Но, очевидно ещё не понимая до конца, где мы оказались и что с нами случилось, мы поехали с группой обратно домой, тем же вечером.


Я даже и представить не мог, на сколько эта встреча изменит мою жизнь. К какому «ядерному реактору» я приложил свои слабые и неловкие ладони. Я оказался внутри страстного, бьющегося молодостью и бурлящего силами сердца. Сердца нашей Родины, где простые дети думали о её судьбе, глубоко лично переживали всё происходящее с ней и мечтали вместе с ней, и трудились вместе с ней. Как солдаты на своём боевом посту несут они свою службу во имя России. «От непомерной ноши – дух растёт!» Растут и воспитанники школы Михаила Петровича Щетинина. Над собой, над обыденным земным, туда, в высь, в вечность, в ту Россию, которая еще не обрела материальной плоти, но она уже есть! «Мы растём из будущего через прошлое в настоящее!»


Через месяц мой брат ушёл в армию. В течение ближайшего года я учился в выездной школе вместе с группой Светланы Маратовны Юрьевой. А на рождество 2003 года я остался в школе Михаила Петровича Щетинина на бесконечные и счастливые, тяжёлые и радостные семь лет. Но это совсем другая история, которую мало прочитать, её нужно пережить!


Сегодня я живу в п. Лазаревское г. Сочи. Работаю в Центре национальных культур им. К.С.Мазлумяна – друга и соратника Михаила Петровича. У меня два высших образования. Я неоднократный лауреат всероссийских и международных конкурсов. Есть хорошее жильё, прекрасная жена и сын. Я руководитель народного ансамбля саратовских гармоник «Озорные переборы». Сам изготавливаю различные фольклорные музыкальные инструменты. Провожу выездные мастер-классы и уроки.



Текос живёт в моём сердце. Он мне снится каждую ночь. Он будоражит моё сознание, так как это настоящее чудо, к которому мне было дано счастье прикоснуться. С малых лет я мечтал стать учителем, как мои родители. Но как неимоверно сложно хоть на толику приблизиться к тому, что существует в п.Текос. Как сложно хоть чуточку вложить детям зерно понимания и любви к своей Родине. И с каждым годом это делать сложнее и сложнее. Но Текос…



Школа Михаила Петровича Щетинина - это уникальное, по-настоящему великое явление русской педагогики, впитавшее в себя инновационные идеи и методы таких столпов русской педагогики, как Макаренко, Занков, Давыдов и др. Это школа комплекс. Нужно беречь и развивать эту систему, держаться за неё всеми силами. Школа М.П Щетинина опережает наше время на многие десятилетия. Современная педагогика ещё не осознала происходящего в настоящем, а ребята из Текоса давно уже работают в будущем и на будущее нашей необъятной и великой Родины – России!!!


Автор статьи: Подосинников И.А.

Сентябрь 2019г.
Вконтакте https://vk.com/id410180016


#ШКОЛЕЩЕТИНИНАЖИТЬ
#ШКОЛЕ_ЩЕТИНИНА_ЖИТЬ #школащетинина
#краснодарскийкрай #геленджик #черноеморе
#текос



https://www.proza.ru/2019/09/17/945

Tags: #ШКОЛЕ_ЩЕТИНИНА_ЖИТЬ, #ШКОЛЕЩЕТИНИНАЖИТЬ, #геленджик, #краснодарскийкрай, #текос, #черноеморе, #школащетинина, Подосинников, ТЕКОС - СЕРДЦЕ РОДИНЫ, Щетинин Михаил, ш ш
Subscribe

Recent Posts from This Journal

  • Error

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 0 comments