tekos (tekos) wrote,
tekos
tekos

Category:

ПРИНЦИПЫ И ПОДХОДЫ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ПРОГРАММЫ ЛИЦЕЯ ЩЕТИНИНА

ПРИНЦИПЫ И ПОДХОДЫ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ПРОГРАММЫ ЛИЦЕЯ ЩЕТИНИНА,
на которых строится разновозрастная система организации образовательного и исследовательского процесса.
(всем, кто спрашивал - на каких принципах построена система Щетинина и какова роль учителя в этой системе?)


_____________________________________________________
Система психолого-педагогических принципов, воплощающих в программе Лицея развивающую парадигму:
а) личностно-ориентированные принципы:
- принцип адаптивности,
- принцип развития,
- принцип психологической комфортности;
б) культурно-ориентированные принципы:
- принцип образа мира,
- принцип целостности содержания образования,
- принцип систематичности,
- принцип смыслового отношения к миру,
- принцип ориентировочной функции знаний,
- принцип овладения культурой;
в) деятельностно-ориентированные принципы:
- принцип обучения деятельности,
- принцип управляемого перехода от деятельности в учебной ситуации к деятельности в жизненной ситуации,
- принцип управляемого перехода от совместной учебно-познавательной деятельности к самостоятельной деятельности ученика,
- принцип опоры на предшествующее (спонтанное) развитие,
- креативный принцип,
- принцип системно-деятельностного подхода в формировании образовательной программы:
-— воспитание и развитие качеств личности, отвечающих требованиям информационного общества, инновационной экономики, задачам построения российского гражданского общества на основе диалога культур и уважения многонационального, поликультурного и поликонфессионального состава;
-— учёт индивидуальных возрастных, психологических и физиологических особенностей обучающихся, роли, значения видов деятельности и форм общения при построении образовательного процесса и определении образовательно-воспитательных целей и путей их достижения;
-— разнообразие индивидуальных образовательных траекторий и индивидуального развития каждого обучающегося;
-— опору на базовые образовательные технологии деятельностного типа; преемственность всех уровней образования.
Кроме этого, программа опирается на непрерывно-интегральную парадигму образования (внутриуровневая интеграция, интеграция учебной, технолого-практической и научно-поисковой деятельности), принципы и подходы, являющиеся принципиальной характерной особенностью образовательной и научно-исследовательской деятельности Лицея.
Принципы непрерывно-интегральной парадигмы образования:
- раскрытие познавательной активности и самосовершенствование личности обучающегося в субъект-субъектной форме взаимоотношения с педагогом.
Детерминирующая, ведущая роль личности учителя, абсолютно необходимая в начале образовательного процесса, должна постепенно переходить в самодетерминацию учащегося, то есть личности учащей себя и самоопределяющейся, ставящей перед собой все новые познавательные и созидательные творческие задачи. Лучший результат педагога достигается тогда, когда образовательный процесс перерастает в непрерывное самообразование, а сам ученик становится самодетерминирующимся субъектом, сознательно формирующим и развивающим себя как личность.
Особое значение с точки зрения взаимодействия личности и общества имеет принцип перехода ученика из объекта воспитания в субъект, активно преобразующий и улучшающий природную и социальную среду, тем самым творящий самого себя. В этом проявляется свобода личности. Отсюда следует не умаление роли педагога-профессионала. Наоборот, его профессиональные функции поднимаются на качественно новый, более высокий уровень – учителя-консультанта, мудрого и авторитетного советчика. Таким образом, коллектив учащихся выступает как реальный педагогический потенциал Лицея;
- интенсификация образовательного процесса, то есть, получение лучших качественных результатов, освоение большего учебного материала при минимизации затрат времени, учебного и педагогического труда.
Реализация его возможна за счет укрупнения дидактических единиц, новых технологий обучения и компьютеризации. Как показывают экспериментальные исследования, при использовании передовых образовательных технологий обыкновенный «средний» школьник может качественно осваивать учебные программы быстрее, чем обычно;
- технолого-практическая, педагогическая и социальная практика учащихся.
На основании данных принципов строится разновозрастная система организации образовательного и исследовательского процесса в Лицее. Она, с одной стороны учитывает личностные психофизиологические и интеллектуальные особенности развития ребёнка, его интересы и возможности, индивидуальный темп усвоения материала и позволяет осваивать учебные предметы в ускоренном, опережающем темпе. С другой стороны, разновозрастной режим, принципы сотворчества и сотрудничества в разновозрастном учебном коллективе снимают психологические барьеры (например, страх у младших перед старшими, перед учителем, перед сложностью учебного материала и т.д.), формируют социально-значимые качества личности (ответственность старшего за младшего и наоборот, что выражается в эвристической педагогической позиции – «Младший учит старшего»), мотивируют лицеистов на согласованность, взаимодействие и взаимопомощь.
(По материалам официальной Образовательной программы Лицея)

https://vk.com/shkola_shetinina?w=wall-186089836_8449
Tags: Щетинин Михаил, школа Щетинина, школа образование дети Щетинин
Subscribe

Recent Posts from This Journal

  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 0 comments