tekos (tekos) wrote,
tekos
tekos

Category:

ПО НЕХОЖЕНЫМ ДОРОГАМ ВОСПИТАНИЯ



По нехоженым дорогам воспитания. Через горы к морю. Мероприятивному подходу в воспитании – нет!

20 сентября 2020 // Марианна Бузоева








Еженедельная Всероссийская планерка родителей и учителей № 13

17 сентября 2020 г. состоялась тринадцатая Всероссийская планерка родителей и учителей. На встрече говорили о переходе на новую редакцию Закона об образовании в РФ по вопросам воспитания обучающихся. Тема планерки: «По нехоженым дорогам воспитания. Через горы к морю. Мероприятивному подходу в воспитании – нет!»

На обсуждение были вынесены следующие вопросы:


  • Новые старые задачи воспитания в соответствии с обновленной редакцией Закона об образовании в РФ

  • Воспитание в лицее Щетинина. В чем секрет?

  • Неформальное решение формальных задач. Проект «Отец и Сын»

  • Частная инициатива в решении государственных задач воспитания

  • Если мероприятие стало событием, то оно случилось

Участники встречи:

Вячеслав Викторович Лесовик, предприниматель; выпускник лицея Михаила Петровича Щетинина в селе Текос Краснодарского края; организатор проекта «Отец и Сын» | Информация о проектах Вячеслава Лесовика в Инстаграм https://www.instagram.com/slava_lesovik/;

Иван Александрович Моручков, заместитель декана факультета бизнеса «Капитаны» в РЭУ им. Г.В. Плеханова; руководитель сети предпринимательских клубов для школьников «Школа дела» | Проект для школьников Ивана Моручкова https://shkola-dela.ru/;

Артем Симонович Соловейчик, лидер Объединенного движения родителей и учителей «Школа – наше дело», главный редактор Издательского дома «Первое сентября»; модератор встречи.

Посмотреть запись планерки можно

Проекты ведущих

Бытует мнение, что школа перестала воспитывать детей.

В мае 2020 г. по просьбе Президента РФ в «Закон об образовании» были внесены поправки, касающиеся воспитательной работы в школе. Согласно поправкам воспитание понимается как «деятельность, направленная на развитие личности, создание условий для самоопределения и социализации обучающихся на основе социокультурных, духовно-нравственных ценностей и принятых в российском обществе правил и норм поведения в интересах человека, семьи, общества и государства, формирование у обучающихся чувства патриотизма и гражданственности, уважения к памяти защитников Отечества и подвигам героев Отечества, к закону и правопорядку, человеку труда и старшему поколению, взаимного уважения, бережного отношения к культурному наследие и традициям многонационального народа Российской Федерации, к природе и окружающей среде».

Конечно, детей воспитывать нужно. Но важно при этом не погрязнуть в рутине планов воспитательной работы и мероприятий, которые не интересны ни детям, ни взрослым.

А можно ли выстраивать воспитательную работу в школе и за ее пределами по-другому? Что значит «воспитание» с позиции выпускника школы Щетинина?

Вячеслав Лесовик

Что для меня воспитание?

В школу Щетинина я попал в 13 лет. И с того момента кардинально изменилось мое миропонимание, ощущение жизни вообще. Я из обычной школы попал совершенно другую обстановку. Где другим было не просто обучение, а сама жизнь. Кроме предметов там ещё есть огромный спектр того, что мы делали.

Прежде всего в школе Щетинина меня научили думать, мыслить, видеть личность.

Конечно, я приобретал очень много разных знаний, и по школьным предметам, и технических каких-то – ведь мы там и строили с самого детства. Михаил Петрович вкладывался в каждого из нас. Он видел наши лучшие черты и к ним обращался. В каждом он находил что-то большое, и его внимания хватало на каждого ученика. Конечно, через старших, через руководителей. Но очень часто были и личные встречи, разговоры. Мы общались с ним, беседовали...

Сам контекст, в который я попал, был пропитан развитием и настоящими человеческими качествами. Это не могло не повлиять на мою жизнь.

Есть мнение, что выпускники школы Щетинина не могут найти себя в обычной жизни, что в лицее – замкнутая система, вырваться из которой трудно. Это совсем не так. Доказательство тому – моя жизнь и жизнь моих друзей. Очень много выпускников, которые реализовались и стали успешными в той или иной сфере, достигают хороших результатов в своем деле, живут счастливой жизнью: у них есть семьи-дети-бизнесы… Возможно ли это было бы без школы? Лично я свои успехи на 100 % связываю со школой и очень благодарен Михаилу Петровичу, школе, учителям.

Я рос без отца. До 13 лет меня воспитывали мама и бабушка. А Михаил Петрович по сути заменил мне отца. Михаил Петрович и школьный тренер по рукопашному бою…

Я считаю, что у меня есть всё, чтобы создавать, делать, творить, жить счастливо.

Практически перед началом нового учебного года отцы и сыновья взяли снаряжение и отправились в поход. В горы. Через горы – к морю. Что это было за событие? Почему оно оказалось важным и для отцов, и для сыновей?

Вячеслав Лесовик

Во время нашего похода я взял интервью у каждого ребенка и у каждого отца – о воспитании, о походе, о взаимоотношениях. Скоро выйдет наш полноценный фильм об этом…

Откуда взялась идея такого похода? Я много общался с Михаилом Петровичем Щетининым, прочитал его книгу «Объять необъятное», начал писать о нем диссертацию и полностью погрузился в мир педагогики. Я осознал, насколько важна это профессия в жизни каждого человека. Насколько важно и как трудно воспитывать собственных детей. Я соприкоснулся с педагогикой. И у меня стало получаться. Я видел результаты детей и слышал от них благодарность. И я решил соединить то, что у меня стало получаться, с тем, что я люблю.

А люблю я горы и море. Потому что в этих стихиях человек по-настоящему раскрывается, ты понимаешь, что за человек рядом с тобой.  Тут ни у кого не получится быть искусственным, ненастоящим. Каждый – какой он есть на самом деле. А еще… люди там сближаются очень сильно и переживают единение.

Четыре дня, 52 километра. Без сотовой связи. Только горы, реки, из которых можно пить, заповедник, зубры, медведи… Красивейшие места. Человек отрывается от привычной жизни, от повседневности, от дел и проблем и вместе с сыном попадает в завораживающую первозданную природу.

Ко мне подходили отцы и говорили, что они узнали своих сыновей, увидели их совершенно другими и что это было самое волнующее событие в их жизни. Наверное, удалось создать контекст, где отец и сын получили возможность в течение четырех дней просто общаться, услышать, найти, обрести друг друга – настоящих.

Это был сложный переход и организационно. Нужно было многие моменты состыковать. Но у нас все получилось. И даже погода в те дни была идеальной, хотя обещали дождь…

А когда мы после походы вышли в море на яхтах в Сочи, всё море было в дельфинах. Как будто они ждали и встречали нас.

Для меня «Отец и сын» – это не финансовая история. Это та область, где я хоть чуть-чуть могу изменить, улучшить мир. И мне приятно, что в моем деле его творчество отражается. Мне нравится это делать. Всё получается.

Что из того, что происходило в школе Щетинина, из этого опыта, могло бы пригодиться, в обычных школах, в массовых школах?

Вячеслав Лесовик

Один из ключевых моментов… Михаил Петрович научил нас любить людей, любить жизнь и любить мир.

Это очень тонкое понятие. Но он смог нам передать это. И я ему за это очень благодарен. Это во многом определяет будущее детей, их успешность, уровень их счастья. Это важная составляющая воспитания – любовь к людям, к жизни, к миру.

Что-то конкретное? Я какие-то вещи внедряю. Есть система погружения. У нас она в школе она реализовывалась и работает на 100 %.

Я служил в спецназе. Там прыгал с парашютом. Но сейчас, в спорте, я не могу прыгать, эти прыжки не засчитываются. Летом мы с друзьями поехали на учебу в Рязань. Учиться нужно минимум неделю. Кто-то год учится… Там целая программа. Много экзаменов и зачетов. Мы отключили телефоны и сконцентрировались полностью на теме. Мы прошли программу за три дня. Инструктора очень удивлялись: «Откуда вы такие взялись? Как это удалось вам так быстро?» Погружение. Михаил Петрович. Когда фокус держишь на чем-то одном, результативность сильно повышается. Я с детства все предметы постигал именно так. Система погружения позволяет видеть не раздробленные знания, а именно в системе.

Еще один элемент – создание чего-либо. Мы школу строили сами. И поэтому нет в строительном процессе чего-то, чего бы я не знал и не умел делать. Раньше я думал, что это трудотерапия. А недавно начал понимать, что за этим – созидание. Создание чего-то, где можно увидеть результат. А это тоже формирует человека.

Если отец и сын вместе строят дом!?


https://nashedelo.ru/a/po-nekhozhenym-dorogam-vospitaniya-cherez-gory-k-moryu-meropriyativnomu-podkhodu-v-vospitanii-net


Tags: Лесовик, Щетинин, школа Щетинина
Subscribe

Recent Posts from This Journal

  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 0 comments